Каждый из нас, кто любит путешествовать по миру, и особенно в жаркие страны, отлично знает, что открытую площадку со столиками под зонтом или навесом там можно встретить на каждом шагу. Согласитесь, сидеть на открытой веранде в тени зонта, потягивать коктейль и смотреть на море – бесценно. И если в европейских странах культ летних веранд существует давно, то в нашей стране цивилизованный подход к их организации появился лишь в последние годы. Хотя ещё 15-20 лет назад уже были попытки организации подобных форматов, наверняка многие помнят стоящие на улицах хлипкие, грязненькие и выцветшие пластиковые столы и стулья, у которых ножки разъезжались при любом неверном движении. Но времена меняются, и на наши улицы пришли красивые аккуратные летние веранды.
Летняя веранда увеличивает выручку?
Представить, зачем летняя веранда нужна посетителю, не сложно. А вот зачем она нужна ресторанам, барам и кафе, стоит разобраться. Если ознакомиться с выводами уважаемых консалтинговых компаний, специализирующихся на рынке коммерческой недвижимости, то становится очевидно, что выручка рестораторов при открытии летней веранды увеличивается в летний сезон в среднем на 30-35%, а если заведение расположено в центре города или красивых парковых зонах с высоким трафиком, то и на все 50%.
Веранда ЦМТ – летний ресторан с панорамным видом на набережную Москвы-реки и башни современного делового комплекса «Москва-Сити»© Фото с сайта wtcmoscow.ru
Но тут надо понимать одну очень важную вещь. Казалось бы, открытие веранды – новые посадочные места. Предположим, у вас в кафе 100 посадочных мест, и если вы открываете веранду ещё на 50 мест, стоит ожидать увеличения выручки в 1,5 раза. Но, к сожалению, это не всегда так. Если у вас не полная заполняемость зала, с большой долей вероятности посетители просто будут перемещаться из основного зала на улицу, а внутреннее помещение будет пустовать.
Другое дело – суперпопулярное заведение на пешеходной улице в центре, где внутренние залы всегда заполнены под завязку и ещё стоит очередь в ожидании освободившегося столика. Тут новые посадочные места несомненно сразу начнут увеличивать выручку. И тут вы логично спросите, а как же тогда выводы про минимальный рост выручки у всех на 30%? А всё дело в том, что летом при и так имеющемся сезонном спаде, заведения без летних веранд будут попросту терять посетителей, так как гости будут делать свой выбор в пользу точек с посадочными местами на открытом воздухе.
Требования к летним верандам. Постановление Правительства Москвы
При открытии летних веранд есть свои сложности. Надо понимать, что летняя веранда – это неотъемлемая часть городской среды, она должна гармонично вписываться в архитектурный стиль города, да и просто не мешать горожанам. Если на улочке с узким пешеходным тротуаром вы выставите свои, пусть даже красивые столики, украсив их цветами, ничего хорошего из этого не выйдет. Вы просто будете мешать прохожим, а их права надо уважать.
Чтобы избежать недоразумений, стоит сразу внимательно ознакомиться с законами, регламентирующими требования к благоустройству при открытии летней веранды, а именно с Постановлением Правительства Москвы № 102-ПП «О размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания». Ознакомиться с документом придётся, так как требований и ограничений масса. Например, веранда должна располагаться на определенном расстоянии от края проезжей части или тротуара, на веранде не должно быть садовой или пластиковой мебели, а шатры или зонтики должны быть оформлены только в пастельных тонах… да-да, вы не ослышались, это тоже регламентировано законом.
Но не так всё страшно. Если ваша веранда построена с соблюдением требуемых расстояний, не мешает горожанам и не портит архитектурный облик города, в её открытии вам не откажут. На сегодняшний день процедура получения разрешения на открытие простой летней веранды максимально упрощена. Подаёте заявление в префектуру округа и ждете положенные по закону 30 дней, после чего получаете заветное разрешение, причем совершенно бесплатно.
Потратиться все равно придётся
Обойтись совсем без трат естественно не получится. Придётся раскошелиться на дизайн-проект, материалы для ограждений, навесы, мебель, флористику и осветительные приборы, а также оплатить работу по возведению конструкции.
Летняя веранда ресторана «Vаниль», Москва, ул. Остоженка, 1/9© Фото с сайта tomesto.ru
И не забудьте, что осенью веранду придется разобрать, заплатив за демонтаж, а также где-то хранить до нового сезона, потратившись на аренду склада. Но все эти затраты скорее всего окупятся в первый же сезон.
Так нужна ли веранда? Однозначно нужна!
Резюмируя всё вышесказанное, сегодня при возросшей конкуренции между кафе и ресторанами летняя веранда – это скорее необходимость, позволяющая нивелировать сезонный спад и привлечь дополнительных посетителей. А если подойти к вопросу грамотно и разработать отдельное летнее меню с легкими закусками, холодными супами, прохладительными напитками и коктейлями, и, конечно же, разными сортами мороженого, то на рост выручки вы просто обречены.
Это понимает всё больше рестораторов. В Москве открывается 500 новых летних веранд каждый год, и теперь это не только сетевые фастфуд-кафе, но и именитые дорогие рестораны. Наивысший пик открытий пришёлся на лето 2018 года из-за чемпионата мира по футболу, что естественно, так как многочисленные болельщики явно с большим удовольствием сидели на уличных верандах, чем во внутренних залах.
Тренд задан – цивилизованным летним кафе на наших улицах быть, а значит, если вы прямо сейчас ищете помещение под кафе или ресторан, обязательно уточняйте о возможности открытия летней площадки.