Коворкинг – (от английского Co-working, «совместная работа») – это относительно новый формат организации офисного пространства и работы в нем. Суть коворкинга в том, что в одном офисе работают люди, которые не связаны между собой общим делом, но могут обмениваться опытом и идеями, взаимодействовать, сотрудничать, просто общаться.
Как появились коворкинги? Что такое коворкинг-пространство?
Предшественники коворкингов появились в 90-е годы XX века в США и Германии, это были хакерспейсы – пространства для общения людей с общими интересами, а также общественные центры для предпринимателей.
Первый коворкинг как бизнес в современном понимании открыл американский программист Бред Ньюберг в 2005 году в Сан-Франциско. Ему в голову пришла идея, что неплохо бы было создать новый вид рабочего пространства, где совершенно незнакомые люди могли работать над своими проектами и общаться, и придумал под это сам термин «коворкинг». Он поделился своей идеей со знакомой из феминистского сообщества, имевшем в своем распоряжении помещение в отличном месте, недалеко от знаменитых холмов Твин Пикс в центре Сан-Франциско. И она предложила использовать их помещение 2 раза в неделю «за чисто символические 300 долларов в месяц».
Естественно, в первые месяцы в коворкинг никто не приходил, так как просто не знал о его существовании, а платить за аренду приходилось, что стало для Бреда непосильной ношей. И в итоге он закрыл свой проект. Вот так отсутствие рекламы и жадность феминисток погубили первый в мире коворкинг. Но Бред не остановился, создал сначала онлайн-сообщество, заручился поддержкой единомышленников и через год открыл свой второй коворкинг The Hat Factory (шляпная фабрика), который во многих интернет-источниках ошибочно называют первым коворкингом в истории.
В том же 2005 году в Лондоне в районе Ислингтон открылось первое коворкинг-пространство сети The Hub. В настоящее время сеть называется Impact Hub и насчитывает более 90 хабов от Сингапура до Сан-Франциско. В России пионером стал коворкинг «Башня» (Екатеринбург, 2008 год). Сейчас в нашей стране насчитывается более 300 коворкинг-центров, треть из них находятся в Москве.
Коворкинг Impact Hub Islington, Лондон© Фото с сайта islington.impacthub.net
Ковркинг-центры более всего подходят для представителей свободных профессий – копирайтеров, художников, дизайнеров, программистов, архитекторов, биржевых брокеров и т.д. Это люди, которые обычно имеют опыт работы дома, но устали от одиночества и нуждаются в дополнительных стимулах к напряженному труду (ведь за рабочее место в коворкинге нужно платить). Кроме того они ценят творческую атмосферу, которая возникает благодаря свободному общению множества интересных людей и целенаправленным усилиям организаторов коворкинга. Коворкинги пользуются спросом также у начинающих предпринимателей или стартаперов, которые не имеют возможности или желания арендовать индивидуальный офис.
Коворкинг vs офис
Коворкинги обладают рядом преимуществ перед обычными офисами. Во-первых, рабочее место можно снимать и на постоянной основе, и в свободном режиме. Во-вторых, здесь удобно проводить и деловые переговоры, и неформальные встречи. Наконец, общение с другими резидентами в атмосфере коворкинга способствует полезным знакомствам, поиску партнеров и клиентов.
Последнее преимущество наилучшим образом реализуется в специализированных коворкинг-центрах, которые приглашают резидентов только определенной сферы деятельности, например, визажистов, швей, столяров, музыкантов.
Noize Fabrik – коворкинг для музыкантов в Берлине@ Фото с сайта noizefabrik.com
Как и обычные бизнес-центры коворкинги разделяются на классы. Бюджетный сегмент не отличается удобным расположением, изысканными интерьерами и дополнительными услугами, но обязательно предоставляет своим резидентам индивидуальные рабочие места (с компьютерами или без), переговорные комнаты, офисную технику, высокоскоростной интернет.
Коворкинги бизнес-класса находятся у метро или на оживленных трассах, имеют креативный дизайн интерьеров, предоставляют набор дополнительных услуг, например, бесплатные чай, кофе, печенье, детскую комнату, спортивные зоны.
Коворкинги премиум-класса обычно создаются в престижных деловых районах, здесь самый широкий перечень дополнительных услуг, можно получить бесплатные консультации по различным вопросам (финансы, налоги, бухучет, законодательство), посетить семинары и мастер-классы.
Коворкинг DI Telegraph в здании Центрального Телеграфа, Москва© Фото с сайта ditelegraph.com
Стоимость рабочего места в разных классах коворкингов отличается существенно – от 200 до 12 тысяч рублей в день. Средняя цена – 700-1000 рублей. Большинство коворкингов начинают приносить прибыль через 2-3 года работы. Основным источником доходов является плата за рабочие места, но некоторые коворкинг-центры используют альтернативную экономическую модель, предоставляя большой перечень дополнительных услуг, сдавая помещения для проведения платных семинаров и мастер-классов, организуя кафе, фаст-фуд, спортивные залы, прокат различного оборудования.
Коворкинг как бизнес
В последние годы происходит бурное развитие коворкинг-центров по всему миру, в том числе и в России, спрос на их услуги постоянно растет. И тем больше у инвесторов возникает желание попробовать себя в этом бизнесе, особенно когда на виду пример американского коворкинга WeWork, открывшего свой первый филиал в 2008 году, а сегодня имеющего 215 площадок по всему миру и капитализацию в 21 миллиард долларов. Для понимания «масштаба трагедии»: стоимость WeWork выше в два раза стоимости, например, Банка ВТБ или Яндекса, примерно равна стоимости Twitter и в два раза ниже стоимости компании Tesla Илона Маска.