21 апреля 2020 Контакты Фотоматериалы

По данным аналитиков международной консалтинговой компании Knight Frank, за I квартал 2020 года на первичном рынке жилой недвижимости бизнес-класса Москвы наблюдается снижение предложения на фоне увеличения спроса и роста средневзвешенной цены. За три месяца 2020 года было продано 3,9 тыс. квартир и апартаментов, что на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом около 40% спроса было реализовано в марте, когда курс рубля начал снижаться по отношению к доллару и евро.

Ольга Широкова, директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank: «Первый квартал 2020 года продолжил тенденции, сформировавшиеся на рынке жилья бизнес-класса в прошлые периоды – сокращение объема предложения и рост средневзвешенной цены. Ситуация, складывающаяся на фоне пандемии и нестабильной экономической обстановки, окажет краткосрочное влияние на рынок: несмотря на активную диджитализацию процесса продаж, проводимую большинством девелоперов, мы ожидаем снижения количества сделок в ближайшее время, а также замедления выхода новых проектов. Вместе с тем сформируется отложенный спрос, который выйдет на рынок, как только ситуация нормализуется. Чем длиннее будет период вынужденного простоя, тем выше к моменту его завершения будет разрыв между спросом и предложением».

По итогам I квартала 2020 года на первичном рынке жилой недвижимости бизнес-класса Москвы в продаже было представлено 10,9 тыс. лотов общей площадью 861 тыс. м². Предложение сокращается на протяжении последних двух лет – в сравнении с I кварталом 2019 года количество экспонируемых лотов упало на пятую часть. По сравнению с I кварталом 2018 года уменьшение составило 41%.

Основная причина снижения предложения – небольшое количество новых проектов на рынке. За первые три месяца 2020 года рынок жилья бизнес-класса в Москве пополнился всего двумя новыми проектами бизнес-класса: ЖК Dialog («Центр-Инвест») и ЖК «Павелецкая Сити» (совместный проект MR Group и Level Group). В прошлом году за аналогичный период в продажу также вышло два новых проекта. Низкая активность застройщиков по выводу на рынок новых объектов наблюдалась на протяжении всего 2019 года и, вероятно, распространится на 2020. Учитывая неопределенную ситуацию, связанную с пандемией COVID-19 и кризисными явлениями в экономике, застройщики, вероятно, отложат старт продаж новых проектов, сконцентрировавшись на достройке текущих объектов.

Многие девелоперы имеют в портфеле масштабные проекты, рассчитанные на долгий срок реализации. За счет таких проектов сейчас пополняется рынок: за три месяца в продажу было выведено 19 корпусов. Таким образом, 80% лотов, находящихся в продаже, представлены в проектах комплексной жилой застройки.

Снижение предложения поддержано активным спросом, сохранившимся в I квартале текущего года вслед за высокими показателями прошлого. За три месяца 2020 года было продано 3,9 тыс. квартир и апартаментов, что на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом около 40% спроса было реализовано в марте, когда курс рубля начал снижаться по отношению к доллару и евро. Количество сделок в рамках ДДУ, заключенных в марте на рынке жилья бизнес-класса Москвы, сопоставимо с декабрем прошлого года, хотя этот месяц всегда считается самым активным в году на рынке жилья.

На фоне сокращения предложения и активного спроса в январе-марте сохранился тренд роста средневзвешенной цены: по итогам марта 2020 года она достигла 290 тыс. руб. за м², что на 2% выше показателя конца 2019 года и на 7% больше, чем годом ранее. Увеличение обусловлено также ростом стадии строительства в проектах на фоне ограниченного вывода нового предложения. По итогам I квартала на высокой стадии строительства (на этапе от фасадных работ до ввода в эксплуатацию) представлено более половины всего объема предложения, в то время как на начальных стадиях (от подготовки площадки до монтажа фундамента) – 20%, что на 1 п. п. ниже, чем три месяца назад.

Вырос средний бюджет предложения жилья бизнес-класса на первичном рынке – на конец I квартала 2020 года он составил 22,8 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 10%, а на конец года – 3%. Большая часть предложения сосредоточена в бюджете от 10 до 20 млн руб. за лот – 45%, что на 5 п. п. меньше, чем в прошлом квартале. Высокая доля предложения в больших бюджетах свидетельствует о вымывании небольших лотов на рынке.

Ольга Широкова, директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank: «В текущей экономической ситуации девелоперы повели себя по-разному относительно ценовой политики: часть объявила о плановых повышениях цен в ближайшем времени, другие начали корректировать цены в ежедневном режиме, некоторые же заявили о фиксировании цен в своих объектах на определенный период времени, например, Tekta Group объявила о фиксации цен до 15 апреля. При этом большинство девелоперов, ранее предоставлявших дисконты на квартиры и апартаменты, сохранили его в размере от 2 до 15% на ограниченное количество лотов в объектах. Чаще всего скидки предоставляются на квартиры и апартаменты в сданных корпусах».

В связи с развитием пандемии COVID-19 к концу марта абсолютное большинство офисов продаж перешли на удаленную работу. Многие девелоперы оперативно перестроились на продажи в онлайн формате: консультации проводятся по удобному для клиента каналу связи, есть возможность бронирования на более длительный, чем ранее, период, также можно получать и подписывать документы в электронном формате с использованием электронной подписи, а оплату возможно провести через интернет-эквайринга. Однако у такого формата есть ограничения, в том числе со стороны банковской системы, а также службы государственной регистрации. Вкупе с нестабильной экономической ситуацией это может негативно отразиться на объемах продаж в ближайшем будущем.

Контакты

Knight Frank,
сайт: kf.expert