5 декабря 2018 Контакты Фотоматериалы

По данным аналитиков международной консалтинговой компании Knight Frank в границах Садового кольца представлено порядка 1820 заведений общепита общей площадью 373100 м2. При этом самая большая доля объектов приходится на мясные рестораны – 20%, далее с большим отрывом следуют рыбные рестораны и итальянской кухни – по 8%. Самые популярные локации по запросам арендаторов – Мясницкая, Большая и Малая Дмитровка, Камергерский переулок, Никольская.

По максимальной доле общепита в структуре арендаторов стрит-ритейла ожидаемо лидирует Камергерский переулок – 85% площадей приходится на рестораны, Климентовский переулок – 75%, Рождественка – 72%.

Как отмечает Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейла Knight Frank, как правило, рестораны ищут помещения, находящиеся на улицах с плотным пешеходным трафиком, в так называемых «торговых коридорах». Например, Мясницкая, Дмитровка, Камергерский переулок – он особенно популярен, так как там исторически сложился «гастрономический квартал». В таких местах рестораны уже не конкурируют друг с другом, а формируют полезный для всех синергетический эффект. Пересечение улиц и близость метро тоже влияют на выбор рестораторов. Никольская улица в последнее время сильно востребована, особенно после чемпионата мира по футболу, который прославил ее на весь мир.

В основном внутри Садового кольца заведения общественного питания представлены в помещениях площадью до 100 м2 (35%) и от 100 до 200 м2 (36%). Минимальный процент ресторанов размещен в помещениях площадь свыше 500 м2. По словам аналитиков Knight Frank, это либо большие сетевые рестораны, либо пивные, либо семейный формат. Например, Lion's Head Pub (Мясницкая улица, 15), Palazzo Dukale (Тверской бульвар, 3) и другие. Во-вторых, это активно развивающий в последнее время формат фуд-холла. В сегменте стрит-ритейла пионером был Food market 21 на Новом Арбате. Сейчас к формату можно отнести уже 10 проектов, которые разместились на центральных улицах: Food Store на Рождественке, упомянутый Food market 21 и Новоарбатский фудплейс на Новым Арбате, «Ветошный» в одноименном переулке, знаковый проект «Гастроцентр» в парке «Зарядье», Food Store в саду Баумана, отдельные проекты на первых этажах офисных комплексов: «Гастроферма» на Бауманской, EatMarket на Тимура Фрунзе, Streat на Ленинской Слободе и «Вокруг Света» на Никольской. Средняя площадь гастро-пространств больше формата традиционных заведений общепита и составляет в среднем 750 м2, больше половины из них предлагают свыше 20 различных концептов кухонь мира. Лидером по такому предложению является фуд-холл «StrEat» на Ленинской Слободе – у посетителей есть возможность оценить блюда 38 стран мира.

По мнению Виктории Камлюк, стандартный запрос от ресторанов выглядит следующим образом – помещение до 300 м2, на первом этаже административного здания с возможностью вытяжки и большой мощностью электроэнергии, с верандой. Последний пункт стал столь критическим не так давно – почти все рестораны ищут помещения с верандами, поскольку протяжённости пешеходных улиц выросла, их благоустроили и городские власти стимулируют горожан отдавать предпочтение пешим прогулкам, следовательно, растет и трафик. В жилые помещения рестораны не хотят въезжать из-за ряда ограничений, например, нельзя шуметь после 23:00. Даже если это гостиничные апартаменты, жалобы также могут поступить. Поэтому многие «ночные» улицы теперь особенно востребованы – Маросейка, Никитская, Покровка. При этом средняя площадь заведений составляет порядка 200 м2.

Проанализировав типы заведений, аналитики Knight Frank выявили, что самым популярными являются кафе (39%) и рестораны (30%). Бары и пабы занимают долю в 19%, далее идут кофейни и кондитерские с 12%. Меньше всего представлены внутри Садового кольца ночные клубы (1%).

С точки зрения самых актуальных кухонь, аналитики Knight Frank отмечают, что больше всего на столичном рынке общепита представлены концепции мясных ресторанов (20%), заведения итальянской кухни и с рыбными блюдами и морепродуктами (по 8%), а также авторская кухня fusion – 7%. Чуть меньше доли у ресторанов русской и грузинской кухни – 5% и 3% соответственно.

Популярная среди москвичей азиатская кухня представлена различными направлениями и множеством заведений внутри Садового кольца: японская (3%), индийская (3%), китайская (3%), вьетнамская (2%), паназиатская (2%), корейская (1%) кухни. Менее одного процента приходится на рестораны аутентичной кухни, пабы и кофейни.

Лидеры рейтинга – это, в первую очередь, бургерные, которые обычно ищут помещения 100-200 м2, более дорогие мясные и рыбные рестораны – 300-400 м2. По словам Виктории Камлюк, рынок дорогого общепита значительно сузился после 2014 года, в том числе потому, что профили поменяли и дорогие «гастрономические локации», например, Большая Дмитровка с ныне демократичным набором арендаторов. Особенно динамично мы наблюдаем развитие таких фуд-форматов, как фуд-холлы, фермерские рынки с кафе и т.д. Однако у них нередко возникают трудности с поиском подходящих помещений такого размера и конфигурации – от 1000 м2, со своей парковкой и зоной погрузки-разгрузки.

Контакты

Knight Frank,
сайт: kf.expert