6 ноября 2018 Контакты Ссылки Фотоматериалы

По данным исследования международной консалтинговой компании Knight Frank, в 2018 году ТЦ «Vegas Крокус Сити» стал лидером по доле, занимаемой операторами развлекательного сегмента, ТЦ «Авиапарк» опередил конкурентов по площади развлекательных зон, а САО стал самым обеспеченным развлекательными площадями округом Москвы.

В выборку попали концептуальные ТЦ арендопригодной площадью более 40 тыс. м2, расположенные внутри МКАД и при непосредственном съезде с МКАД.

В 2018 году лидирующие позиции рейтинга по доле развлекательного сегмента занимают торговые центры «Vegas Крокус Сити», «Филион» и «Щука». В данных ТЦ досуговые зоны охватывают около 20%, от арендопригодной площади объекта: в ТЦ «Vegas Крокус Сити» – 23%, «Филион» – 22% и «Щука» – 18%. По доле развлекательного сегмента в рейтинг также попали ТЦ «Авиапарк» – 17%, «Калейдоскоп» – 16%, Columbus, «Vegas Кунцево», «РИО Дмитровка» – 15%.

До 2010 года максимальная доля арендаторов развлекательного сегмента не превышала 15%. На тот момент в первую тройку входили ТЦ «РИО Дмитровка», чей показатель соответствовал нынешнему – 15%, ТЦ «Метрополис» (I фаза) с 12% арендаторов развлечений, а также «МЕГА Химки» и «МЕГА Белая Дача» (I и II фазы) – 9%. Таким образом, за прошедшие 8 лет полностью сменились лидеры по доле операторов досуга и развлечений, и максимальный показатель 2010 года стал минимальной планкой вхождения в рейтинг 2018 года.

Увеличение доли арендаторов развлекательного сегмента – один из антикризисных трендов 2014-2015 годов, который прижился на рынке и динамично развивается по сей день. Так, все вышеперечисленные ТРЦ, за исключением торговых центров «Щука» и «Филион», строились после 2010 года и вышли на рынок в период кризиса, когда ритейлеры приостановили планы по развитию бизнеса в России или вовсе покинули страну. Сложившиеся условия способствовали значительному увеличению доли вакантных площадей, поэтому, чтобы получить приемлемый арендный доход и хотя бы частично заполнить пространство, собственники ТРЦ начали активное сотрудничество с операторам развлечений. Отметим, что ранее девелоперы отдавали предпочтение арендаторам, способным вносить более высокую арендную плату, чем владельцы низкомаржинального бизнеса развлекательного профиля.

По словам руководителя отдела торговых центров департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгении Хакбердиевой, большинство лидеров рынка ТЦ по доле развлекательной составляющей стали реализовывать вакантные площади операторам развлечений и досуга после кризиса 2014-2015 гг., когда заметно снизилась покупательская способность, потребительские предпочтения сместились к развлекательному сегменту и образовались большие объемы нового предложения. Так, если до кризиса рынок развлечений был ограничен несколькими операторами соответствующего профиля, то с 2014 года на рынок торговых центров начинают выходить и активно развиваться операторы различных развлекательных концепций: парки развлечений для всей семьи, веревочные и батутные парки, парки квестов, сегвойдромы, VR-парки, мини-зоопарки. Таким образом, именно кризис создал комфортные условия для развития сегмента развлечений в торговых центрах.

Что касается рейтинга ТЦ по площади, занимаемой арендаторами развлекательных зон, первенство принадлежит торговому центру «Авиапарк» (38166 м2). Собственники других торговых центров тоже сделали ставку на привлечение арендаторов развлечений, например, «Vegas Крокус Сити», где площадь данного сегмента составляет 25930 м2, «МЕГА Белая Дача» – 21030 м2, Columbus – 20521 м2, «Vegas Кунцево» – 18000 м2, «Vegas Каширское шоссе» – 16950 м2, «Ривьера» – 14000 м2, «РИО Дмитровка» – 12700 м2, «Афимолл Сити» – 12332 м2 и «Филион» – 12275 м2.

По данным анализа компании Knight Frank, обеспеченность населения развлекательными площадями в Москве составляет 41 м2 на 1000 человек, при этом общая площадь данного сегмента в столице – 492454 м2. В анализе учитывались все концептуальные ТЦ Москвы арендопригодной площадью более 10 тыс. м2, а также специализированные торговые центры.

Наиболее обеспеченным стал САО – 80 м2 на 1000 человек, арендаторы развлечений занимают в округе площадь, равную 93816 м2. Существенная доля объема площадей приходится на ТРЦ «Авиапарк» – более 40%. Остальной объем распределен между прочими торговыми центрами округа, где на каждый объект приходится от 2,5 тыс. м2 до 11 тыс. м2 развлечений (ТРЦ «Метрополис», ТРЦ «МЕГА Химки» и др.). СЗАО и ЮАО занимают вторую и третью строчку с показателями в 62 м2 на 1000 человек (62365 м2) и 60 м2 на 1000 человек (106220 м2), соответственно.

Замыкает рейтинг ВАО, обеспеченность которого в 10 раз ниже, чем у САО и равна 8 м2 на 1000 человек или 12150 м2. Здесь наиболее заметна корреляция показателя обеспеченности развлекательными площадями к показателю обеспеченности торговыми площадями округа в целом (231 м2 на 1000 человек, при среднем показателе по Москве – 502,3 м2 на 1000 человек). К тому же в ТЦ «Тройка», который является одним из крупнейших торговых центров округа, вовсе отсутствует какая-либо зона развлечений. Аутсайдерами стали также ЦАО и ЮЗАО с уровнем обеспеченности в 21 м2 на 1000 человек (16332 м2) и 29 м2 на 1000 человек (41900 м2).

Контакты

Knight Frank,
сайт: kf.expert

Торгово-развлекательный центр «Vegas Крокус Сити» – карточка объекта. ТРЦ «Vegas Крокус Сити» – эпицентр культурных и музыкальных событий: два раза в месяц здесь...